Вторник, 14.05.2024, 06:46Приветствую Вас Гость

Лингвистика и литературоведение в МГУ

Главная » 2010 » Декабрь » 20 » Доклад по Шмелёву (текст)
20:45
Доклад по Шмелёву (текст)
Иван Сергеевич Шмелёв

I. Биография
родился в 1873 г. в Кадашёвской слободе, в Замосквроречьи
старинный московский купеческий род из старообрядцев, но не богатый
отец не торговал, был подрядчиком (плотничья артель, бани), не наживался
гимназия, Юридический факультет Университета (с 1894)
1895г - под впечатлением проведенного лета пишет первый рассказ: «У мельницы» («Русское обозрение»). Через 2 года - сб. «На скалах Валаама» (юношеское).
Почти 10 лет ничего не пишет: служит в глухих местах Моск. и Владимир. губ. - «годы внутреннего созревания»
1905г - под воздействием I революции снова пишет: чувство надвигающейся катастрофы («Распад», «Вахмистр» 1906г, центр - «Человек из ресторана» 1911)
1912г - организовано издательство «Книгоиздательство писателей в Москве», члены-вкладчики: Бунин, Зайцев, Вересаев, Шмелёв... - Печатается далее там.
(8томное с.с., «Росстани» 1913, «Лик скрытый» 1916)
1917г- Февральская - восторг, октябрьская - не принял
1918г- переселяется во врангелевский Крым, там: приход красных, расстрел единственного сына Сергея (белогвардеец), голод при военном коммунизме
1922г - удалось эмигрировать с женой: Москва-Берлин-Париж. Пишет как очевидец новой России: «Солнце мёртвых»1923, «Каменный век»1924, «На пеньках» 1925
воспоминания в творчестве: «Богомолье»1931, «Лето Господне»1927-44
дружба с Ильиным, важное место в культуре русской эмиграции (Бунин...)
1950г - умер от сердечного приступа близ Парижа
2000г - похоронен с женой в Донском монастыре

II. Периодизация творчества
(по И.Ильину «О тьме и просветлении»)
1. Ранний период (до 1917г)
страдания человека, но всё ещё в пределах бытового горя, сентиментальность
2. Зрелый (после скорбей революции)
сентиментальная душевность → трагическое созерцание вселенского страдания
и восхождение через чистилище скорби к просветлению и вере
душа → дух
(«Неупиваемая чаша», «Свет разума», «Солнце мёртвых», романы «Няня из Москвы», Куликово поле», «История любовная», «Л.Г.», «Богомолье»)

III. Человек из ресторана (1911)
Название и сюжет:
семейная трагедия официанта Якова Софроныча Скороходова: как праведный Иов, теряет детей (сына должны казнить, дочь стала содержанкой), жену (умерла от горя), работу (выгнали из0-за ореста сына), скромное благополучие, от него отвернулся друг (Кирилл Северьяныч, парикмахер).
Но он сносит всё это:
«И вот, когда я был в таком удручении [...] и проклял свою жизнь без просвета, тогда открылось мне как сияние в жизни. И пришло это сияние через муку и скорбь...»
И Бог возвращает ему радость после испытания: внучка, чудом бежит от казни сын, но главное - услышал и вместил «глубокое слово»:
«И вот один незнакомый старичок, который торговал тёплым товаром, растрогал меня и вложил в меня сияние правды» - веру, что всё от Бога, и «сила от Бога».
Сказ (см. Солженицын):
повествование из уст героя, взятое как отрывок живого монолога →сопереживание, раскрытие характера героя
смесь «мещанско-официантского» языка («в вас во-первых спирт, а во-вторых необразование», «если подаю спичку, так по уставу службы, а не сверх комплекта», названия блюд) с высоким эпическим слогом («Несчастные творения Бога и Творца! Сколько перевидал я их!», «Значит, где же правда? Значит, нет её в обиходе?»). Местами - подлинно народное («мне Господь за это причтёт; — с примостью»).
незаметно малый сдвиг привычного сочетания слов →почти платоновский язык («от них пользуется в разных отношениях», или «правда в обиходе»)
словотворчество (с примостью, оттебель) - но сохраняет естественность
Проблематика:
социальная: «освобожденчество» («Господа кушали под музыку и были весёлые и довольные... И я служил в тоске и под музыку. Ибо всё было у них и не о чем им было печалится»), сын-революционер Коля... Но: уже с некоторой иронией («Одна так-то всё про то, как в подвалах обитают, и жалилась, что надо прекратить, а сама-то рябчика в белом вине так и лущит, так это ножичком-то по рябчику как на скрипочке играет»).
+упоминания о волнениях: жильцы-революционеры, беспорядки в городе, мобилизация
нравственная: когда не стало святых, и «пошёл народ другого фасона и больше склонен, как бы иметь в кармане лишние 5 рублей» - сохранить свою душу («Одно моё, эта жизнь без соринки»), не поддаться искушению (=противостояние среде у Достоевского) - поэтому «Человек».

IV. Солнце мёртвых (эпопея, 1923)
«Это такая правда, что и художеством не назовешь» (Солженицын)
Крым во время военного коммунизма: голод и кровопролитие («Выметен железной метлой»), убит
убиты мёртвые («Линючие клочья приказов трещат в ветре: расстрел... расстрел... без суда, на месте, под страхом трибунала!..»), слышен “подземный стон”, “Недобитые стонут, могилки просят”? (а это — вытьё тюленей-белух)
убиты живые - всеобщее озверение людей («Останутся только дикие, — сумеют урвать последнее», людоедство, бессмысленные убийства) ↔ праведные звери
убиты животные (умирающие армейские кони, курочки-собеседницы героя)
убиты растения (вырублен миндаль в саду доктора, всё вытоптано и выжжено)
убита земля («Знаю, под Костелью не будет винограда: земля напиталась кровью, и вино выйдет терпким и не даст радостного забытья»)
убита вера («Как после такой помойки — поверишь, что там есть что-то?»)
Поэтому весь мир - мёртвый, и солнце над ним обманное, мёртвое («Какой же погост огромный! и сколько солнца!»).
Но:
праведники: «Не поклонились соблазну, не тронули чужой нитки — бьются в петле": Таня (ходит через горы в степь - менять на вино, чтоб кормить детей), «культурный почтальон» Дрозд (обманутая вера в цивилизацию), профессор историк Иван Михайлович (побирался, убит кухарками на советской кухне). Дети.
«Чаю Воскресения Мёртвых! Великое Воскресенье да будет!»

V. Богомолье (1930-1931)
в эмиграции - обращение к воспоминаниям об утраченной России, обращение души «от тьмы к просветлению» после страдания (по Ильину)
стержневой сюжет- паломнический путь к Троице-Сергиевой Лавре - опора на литературную традицию древнерусских «хождений» (жанр)
это путь материальный и путь духовный. Духовный - главный, сюжетно и композиционно образующий. Внешний сюжет - вторичен и минимализирован.
«Духовная» композиция:
Экспозиция: история чудесного спасения Горкина Богородицей, притчевая история о царском золотом Мартына, описание «картинки Страшного Суда» - мысли о жизни и смерти у маленького Вани.
Путь: подготовка, радостное предчувствие обновления души («Где-то далеко-далеко – Угодник, который теперь нас ждет», там «все другое, не как в миру»), московское пространство - родное и связывающее с духовной историей России (от часовни Николая Чудотворца у Каменного моста, храма Спасителя", Иверской часовни до соборов Кремля).
Путевые встречи - образы богомольцев со всей России (рязанские, тамбовские, смоленские) - вписывание в духовный мир всего народа. «Духовное многоголосие»: от «охальников» до святых.
путь - преодоление мирских пристрастий («во святой дороге нельзя ублажать мамон»), научение сочувствию (убогие, болезнь Горкина), видение Божьего мира
по мере пути - прозрение Промысла (осознание, что дойдут, если «Бог сподобит», «случайное» исцеление молодой рязанки, «случайная» встреча с мастером Аксёновым - «Сам Преподобный привел») +118 «путевой» псалом
Кульминация: Лавра (Причастие, мощи преподобного, благословение старца Варнавы). → осознание духовного единства живых и мёртвых (отец, Горкин, память о деде), и единства всего мироздания .
«Б.» как восстановление разорванных связей между эпохами русской жизни ("Эти слова я помню. Много раз повторял их Горкин, напоминал. Чудесными они мне казались и непонятными. Теперь – и чудесны, и понятны"), поиск непреходящего

VI. Лето Господне (1927-1944)
те же герои, тот же худ. предмет и та же попытка восстановления связи
В книге три части: Праздники (годовой круг) - Радости (тут дополняется пропущенное) - и Скорби (включается «сердечный сюжет» - болезнь и смерть отца)
I попытка построить худ. текст на годовом круге христианских праздников (а эта структура организует народное сознание круг до сих пор!): соединение религиозного и климатически-бытового года, гармоничное соединение вечности Церкви и земного времени. +вкл. индивидуальной жизни в этот вселенский круг
Праздники: Пост (“душу готовить надо”), Чистый Пн, говение (Образы подвижников- прабабушка Устинья), причастие (“Теперь и помирать не страшно, будто святые стали”). Страстные службы, Пасха, Радуница (“духовно потрапезуем с усопшими”, покрошим птичкам — “и они помянут за упокой”), На Троицу «вся земля именинница”, квашение капусты к Покрову. Заговенье перед Филипповками , Святочные обычаи...
Москва: Места: Замоскворечье, Донской, Данилов, Кремль, Нескучный сад. Обычаи: кр. ходы, святочные обеды для бедных, постный рынок, масленное и пасхальное угощение рабочих, катание на Воробьёвых. (+стихи о Мск Пушкина)

Просмотров: 775 | Добавил: Jacques | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 118
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz