Четверг, 09.05.2024, 04:35Приветствую Вас Гость

Лингвистика и литературоведение в МГУ

Каталог статей

Главная » Статьи » Критика

Аксаков. Несколько слов о поэме Гоголя (конспект)
Аксаков Константин. Несколько слов о поэме Гоголя.
…мы считаем нужным сказать несколько слов, чтобы указать на точку зрения, с какой, нам кажется, надобно смотреть на его поэму.
• Многим, если почти не всякому, должна показаться странною его поэма; явление ее так важно, так глубоко и вместе так неожиданно, что она не может быть доступною с первого раза.
• Эстетическое чувство давно уже не испытывало такого рода печатления, мир искусства давно не видал такого создания, - и
недоумение должно было быть у многих, если не у всех, первым, хотя и
минутным, ощущением: мы говорим о людях, более или менее одаренных чувством
изящного.
• Так, глубоко значение, являющееся нам в "Мертвых душах" Гоголя! Пред нами возникает новый характер создания является оправдание целой сферы поэзии, сферы, давно унижаемой; древний эпос восстает пред нами. Объяснимся.
1. Древний эпос, основанный на глубоком простом созерцании, обнимал собою целый определенный мир во всей неразрывной связи его явлений; и в нем, при этом созерцании все обхватывающем, столь зорком и все видящем,представляются все образы природы и человека, заключенные в созерцаемом мире.
2. Всемирно-исторический интерес, великое событие, эпоха становится
содержанием эпоса;
3. Единство духа - та внутренняя связь, которая связует все
его явления.
Мы потеряли, мы забыли эпическое наслаждение; наш интерес сделался интересом интриги,завязки: чем кончится, как объяснится такая-то запутанность, что из этого выйдет? Загадка, шарада стала наконец нашим интересом, содержанием эпической сферы, повестей и романов, унизивших и унижающих, за исключением светлых мест, древний эпический характер.

И вдруг среди этого времени возникает древний эпос с своею глубиною и
простым величием - является поэма Гоголя.
• тот же глубокопроникающий и всевидящий эпический взор;
• тоже всеобъемлющее эпическое созерцание.
• она представляет нам целую сферу жизни, целый мир, где опять, как у Гомера, свободно шумят и блещут воды, всходит солнце, красуется вся природа и живет человек, - мир, являющий нам глубокое целое, глубокое, внутри лежащее содержание общей жизни, связующий единым духом все свои явления.
• Но нам не того надо: нам нужно внешнего содержания, анекдота, шарады, - и дичится давно избалованное эстетическое чувство, как ребенок, которого сажают за дело.
• В поэме Гоголя является нам тот прежний, гомеровский эпос;
• В ней возникает вновь, его важный характер, его достоинство и широкообъемлющий размер.
• только неблагонамеренные люди могут сказать, что мы "Мертвые души" называем "Илиадой"; мы не то говорим: мы видим разницу в содержании поэм; в "Илиаде" является Греция со своим миром, со своею эпохою и, следовательно, содержание само уже кладет здесь разницу {Кто знает, впрочем, как раскроется содержание "Мертвых душ".};
• Некоторым может показаться странным, что лица у Гоголя сменяются без особенной причины: это им скучно; но основание упрека лежит опять в избалованности эстетического чувства, у кого оно есть. Именно эпическое созерцание допускает это спокойное появление одного лица за другим, без внешней связи, тогда как один мир объемлет их.
• В поэме Гоголя явления идут одни за другими, спокойно сменяя друг друга, объемлемые великим эпическим созерцанием, открывающим целый мир, стройно предстающий со своим внутренним содержанием и единством, со своею тайною жизни.
• Если сказать несколько слов о самом произведении, то первый вопрос,который нам бы сделали, будет: какое содержание? Мы сказали, что здесь нечего искать содержания романов и повестей; это поэма, и, разумеется, в нейлежит содержание поэмы.
• мы, по крайней мере, можем, имеем даже право думать, что в этой поэме обхватывается широко Русь, и уж не тайна ли русской жизни лежит заключенная в ней, не выговорится ли она здесь художественно?
• Окончание первой главы чудно, но естественно вытекающее. Чичиков едет в бричке, на тройке; тройка понеслась шибко, и кто бы ни был Чичиков, хоть он и плутоватый человек, и хоть многие и совершенно будут против него, но он был русский, он любил скорую, езду, - и здесь тотчас это общее народное чувство, возникнув связало его с целым народом, скрыло его, так сказать; здесь Чичиков, тоже русский, исчезает, поглощается, сливаясь с народом в этом общем всему ему чувстве.
• Все, от начала до конца, - полно одной неослабной, неустающей, живой жизни, той жизни, которою живет предмет, перенесенный весь и свободно без малейшей утраты в область искусства; и потому медленно надо читать Гоголя; содержание предлагается в каждом слове, каждая глава много, много наполнит человека, и изящное его чувство много, много насладится;
• Вероятно, некоторые станут нападать на слог, но, тут будет совершенная ошибка; слог Гоголя не образцовый, и слава Богу; это был бы недостаток. Нет, слог у Гоголя составляет часть его создания; он подлежит тому же акту творчества, той же образующей руке, которая вместе дает и ему формы, и самому произведению, и потому слога нельзя у него отделить от его создания, и он в высшей степени хорош (мы не говорим о частностях и безделицах).
В "Мертвых душах" мы находим одну особенность, о которой мы не можем
умолчать, которая невольно выдается и невольно приводит нам на мысль
"Илиаду". Это тогда, когда встречаются сравнения; сравнивая, Гоголь
совершенно предается предмету, с которым сравнивает, оставляя на время тот,
который навел его на сравнение; он говорит, пока не исчерпает весь предмет,
приведенный ему в голову.
…Общий характер лиц Гоголя тот, что ни одно из них не имеет ни тени
односторонности, ни тени отвлеченности, и какой бы характер в нем ни
высказывался это всегда полное, живое лицо, а не отвлеченное качество (как
бывает у других, так что над одним напиши: _скупость_, над другим:
_вероломство_, над третьим: _верность_ и т. д.);
…Говорить ли о "Старосветских помещиках", в которых столько глубоко человеческое значение открыл взор Гоголя, там, где другие увидели бы
только пошлость и животность; он открыл и проложил путь сочувствию
человеческому и к этим людям и к этой жизни. В "Мертвых душах" видим то же.

…везде у Гоголя такое совершенное отсутствие всякой отвлеченности, такая
всесторонность, истина и вместе такая полнота жизни, не теряющей малейшей
частицы своей от явлений природы: мухи, дождя, листьев и пр. до человека, -
какая составляет тайну искусства, открывающуюся очень, очень немногим.
… только у Гомера и Шекспира встречаем мы то же; …но в отношении к акту
творчества, в отношении к полноте самого создания - Гомера и Шекспира, и
только Гомера и Шекспира, ставим мы рядом с Гоголем. Мы далеки от того,
чтобы унижать колоссальность других поэтов, но, в отношении к акту создания,
они ниже Гоголя.
… только, у Гомера и Шекспира можем мы встретить такую полноту созданий, как у Гоголя;

… И потому велико всякое создание Гоголя, и мы с наслаждением
смотрим на его творческую деятельность, так могущественно идущую вперед и
уже так много нам давшую. Кроме его художественных повестей, которые так
знакомы всякому образованному русскому, кроме всего остального, он дал нам
комедию, истинную комедию, какой нигде нет; он дает нам поэму; он может дать
нам трагедию.
(далее про Малоруссию)

Категория: Критика | Добавил: Vera (15.11.2010)
Просмотров: 5565 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Лингвистика [12]
Критика [11]
Литература [17]
Материалы [0]
Поиск
Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 118
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz