Конспект пользователя Анна Охапкина про Киреевского)))
Киреевский. Обозрение руской словесности за 1829 год. ! Цензурный устав - приближение русской литературы к литературе общеевропейской. Три эпохи литературы 19 века: "характер 1ой эпохи определяется влиянием Карамзина; средоточием второй была Муза Жуковского; Пушкин может быть представителем третьей". Начало 19 столетия: рывок вперед и антитеза к 18 веку в литературном отношении. ! "Когда явился Карамзин, уже читатели для него были готовы; а его удивительные успехи доказывают не столько силу его дарований, сколько повсюду распространившуюся любовь к просвещению". ! Роль типографщика Новикова в "создании любви к наукам и охоты к чтению" - рождение общего мнения. "Может быть, сам Карамзин обязан своею первою образованностью Новикову и его друзьям-единомышленникам". Первые сочинения Карамзина - соединение мистицизма и мнений французского 18 века. !Непоэтическая отделка стихов Карамзина Направление, данное Карамзиным, еще более открыло русскую словесноть влиянию словесности французской + в литературе искали философии. "Мечтательное" направление, характерное немецкой поэзии, оставалось невыраженным. !Появление поэзии Жуковского, "воспитанной на песнях Германии" - идеальность. Появление двух противоборствующих начал в русской литературе: французско-карамзинский филантропизм и немецкий идеализм Жуковского. ! Поэт как проводник народного самопознания. !История - "наука наук" - "поэзия как выражение общности человеческого духа, должна была перейти в действительность и сосредоточиться в роде историческом" - "Полтава" Пушкина ! Обзор литературы: 12 том "Истории Российского Государства" Карамзина. О критиках Карамзина: два класса. 1ые - критики, нападающие на частные ошибки (Московский Вестник за 28ой и 29ый год - поведение Погодина как журналиста и издателя заслуживает упрека). 2ой - нападает на план и систему целого, на понятия Карамзина об истории. + еще один, 3ий род критиков - критики невежды (говорят, что "История" написана для одних светских невежд). ! хорошая критика: №3 Московского Вестника "О участии Годунова в убиении Димитрия". ! В 1829 кроме 12 тома вышла "Полтава" Пушкина: в ней видно стремление воплотить поэзию действительности. НО!! наличие мест, противоречащих истине - "софизм о любви стариков и романическая чувствительность Мазепы, когда он узнает хутор Кочубея" - Пушкин здесь гонится за минутным эффектом. "Это сцена из Корнеля, вплетенная в трагедию Шекспира". !! Пушкин - пример разногласия и борения мечтательности и существенности. Несовершенства "Полтавы": отсутствие единства интереса ("в отношении к главному интересу поэмы всю третью песнь можно назвать почти лишнею"). О подражателях Пушкина: упоминает Подлинского ("Борский", поэма). !!Жуковский напечатал в 1829 "Море", "Песнь победителей" из Шиллера и отрывки из "Иллиады". Иллиаду хвалит. Море напоминает прежнюю поэзию, но еще более задумчивое. Торжество победителей во многих местах превосходит оригинал изяществом отделки. О подражателях Жуковского: упоминает Козлова и Глинку. !! Жуковскому русская литература обязана влиянию немецкой литературы. NB!! Поэты немецкой школы: Шевырев, Хомяков, Тютчев (напечатал в 1829 только 1 стих-е). Хомяков - отдал для постановки "Ермака". Шевырев - мелкие стих-я, отрывки из перевода "Вильгельма Телля". У Шевырева - недостаток отделки (главный промах - включает в 1о произв-е разнородные мысли и мешает сосредоточиться). !! "ижорский" Кюхельбекера (напечат. анонимно в "Северных цветах") - онемеченный Шекспир. + к немецкой школе относится ВЕЛИКИЙ Веневитинов. Похвала Веневитинову, он более философ. Необходимость философии, но русской, исходящей из нашей жизни, хотя начинаться она может с освоения наследия немецких философов. О второстепенных писателях, которые следуют 2ум направлениям. Французское: нет мыслей (т.к. сами французы заимствуют мыли у немцев и англичан), отсутствие вкуса, смысла. Немецкое: стремление к мысли, "всегда найдем что-нибудь достойное уважения". ! Писатели первого ряда ("гении"). Вяземский: следует преимущественно французскому направлению, и при этом у него игра ума, Но!! лучше у него получаются произведения, созданные в духе немецкой мечтательности ("уныние"). !! Баратынский, Пушкин - начали развитие французским направлением и довершили его направлением европейским, сохранив от французов законченность внешней отделки. Баратынский: намекает, что он "еще может превзойти ожидания". "Бальный вечер" (1829): нет сосредоточия для чувства, но изящность отделки. Дельвиг: издал собрание стихотворений. Не принадлежит ни к оной из новейших школ, даже подражание древним носят печать оригинальности. + произв-я Языкова. В русской литературе - соединенное влияние почти всех словесностей. Кроме немецкого и французского направления, влияние английской поэзии (байроновская и оссиановская). Итальянская поэзия - у Батюшкова и Нелединского, Туманский, Раич и Ознобишин. В.Л.Пушкин - три главы из романтической поэмы "Храбров". Лисицына - собрание стихотворений, Баорн Розен - "Дева семи Ангелов". Илличевский, Корсак, Трилунный, Павлов, Григорьев, Вельтман, Вердеревский, Лихонин, Маркевич, Крюков, Сиянов, Олин, Каркунов, Башилов и др. В русской лит-ре хуже всего с драматич. произв-ми. Ни одной трагеди в 1829. Комедии посредственные. Репертуар русского театра состоит из подражаний французам. Самобытная школа, основаная Д.И.Хвостовым: Б.Федоров, Телепнев, Свечин, Волков, Бестужев-Рюмин, А.Орлов.