Понедельник, 29.04.2024, 18:29Приветствую Вас Гость

Лингвистика и литературоведение в МГУ

Каталог статей

Главная » Статьи » Критика

Страхов. Война и мир. Небольшая часть эпопеи в конспекте)

Страхов. Война и мир.

Статья первая.

Три писателя: Тургенев, Писемский и Толстой.

«Довольно» Тургенева – изображение русского человека, внезапно почувствовавшего, что «грудь у него пуста». Его не сломала жизнь, у него другая причина: он просто чувствует себя неспособным страдать, носить в себе горе, и это страшно. Страхова волнует вопрос: откуда нам сие? В рассуждениях художника возникает ощущение мира как слепой, глухонемой силы. Человек – ее дитя. Такой взгляд подсказала художнику его пустая душа – ссылка на Григорьева (он пишет о том, что наши мысли - суть наши чувства, а не наоборот).

Писемский. Насмешки над Майковым, Полонским, Тургеневым. Путь его – изображение пошлости пошлого человека, прикрытой благородством. Такую фальшь Писемский постоянно разоблачает => появление «Русских лгунов». Фальшью там названы даже слова Ромео, обращенные к Юлии. По мнению Писемского, людьми руководит только чувственное влечение, поэтому все слова любви фальшивы.

Толстой рисует людей, у которых идеал оскудел, которые ищут прекрасного, не находят его и страдают. Толстой находит и любовь, и прекрасное между людьми (vs Писемский), но при этом он так же честен, как Писемский. Особенность толстовского анализа состоит в том, что он имеет в виду совершенную правдивость,  для Толстого важны правда и простота, что свойственно всем русским (мы смеемся над внешним проявлением внутренних чувств, т.к. считаем любое такое проявление  несоответствующим внутреннему содержанию). Все произведения Толстого рисуют нам душевную пустоту, которой страдают русские люди. Толстой ищет проявлений истинно живого в людях. Многие герои Толстого – помещики, протестанты, люди, потерявшие свой идеал и ищущие точку опоры. Герои эти в итоге противопоставлены простому народу, который «знает, как жить». Другая сфера истинной жизни, кроме жизни народа, – сфера исторических событий.

Статья вторая.

В одной из повестей (Севастополь в мае 1855) Толстой пишет, что герой его повести  – правда. В этом отражаются поиски и требования Толстого. Казалось бы, после севастопольских рассказов Толстой должен был сделать вывод о том, что все явления жизни далеки от героического, но это не так. Сравнение героев Толстого с Онегиным. Главным понятием в жизни таких людей становится не добро и зло, красота и безобразие и т.д., а понятие comme il faut. Главная черта героев Толстого – разлад с внешним миром, с понятиями, привитыми обществом. Лучшее время жизни для них – детство, когда разлада еще нет.  Детство заканчивается в тот момент, когда герой постигает понимание идеала. Идеалом герои Толстого мучатся потом очень долго (много примеров из различных произведений графа). Очень важным для них является поиск границ добра и зла. Вывод, к которому приходит Толстой в раздумьях о человеке: «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя: но искра эта устает гореть ярко - придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».

Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы 1-4.

Статья первая.

В литературе мы топчемся на месте.

Нигилизм родился как исходная точка для всяких блужданий и шатаний мысли. Отрицание, бывшее некогда откровением, стало теперь общим местом. Нигилизм – отрицание всякой надобности какого-либо исторического развития, сознание интеллигенции, что «ее образованность не имеет никаких прочных корней, что в ее умах никакие идеи не оставили следов, что прошедшего у нее вовсе нет». Многие называют это глупостью и невежеством. Причина нигилизма другая. Несколько причин: то образование, которое у нас есть, ложное, ему не хватает истинности; оно внушает нам смелость и развязность, но не вносит никакого толка в наши мысли.

Весь наш умственный мир разделен на 2 области: 1) самая большая, область метеоров и миражей, «дым, несущийся по ветру»; 2) меньшая, та, в которой действительно делается что-то. Они редко пересекаются. Образованные люди в нашем обществе делятся на космополитов и националов. Переход  к Толстому и роману «Война и Мир». Дата появления – 1868 год; необыкновенный успех. Интерес возбужден изображением простых предметов. !!! под внешней простотой лежит большая глубина. Он очень живо описывает своих героев, даже природа передана через их восприятие. Толстой – реалист, поэтому он объективен при описании реальных (а не идеальных) событий. Как реалист он беспощаден: его книга – обличение александровской эпохи. Некоторые читатели назвали книгу обличением военных, но большинство даже не заметило этого, так как их больше занимали другие стороны книги. Русские читатели всегда требовали реализма от писателей, НО сущность русского реализма нигде еще так не обнаруживалась, как у Толстого. Он реалист-психолог.

Идею «ВиМ» можно формулировать по-разному. Например, как идею героической жизни. Где искать героической жизни? Конечно, в истории. Помимо описания жизней героев возникает вопрос о том, что такое обычная жизнь по сравнению с героической. Помимо героических черт некоторых героев, помимо храбрости, Толстой изображает и трусость разного вида.

Описание людей в романе. Герои Толстого растут, развиваются. Автор пытается ответить на вопросы «В чем заключается человеческое достоинство? Как следует понимать жизнь людей, не упуская из виду человеческой души в каждом из них?».

Категория: Критика | Добавил: alti (13.06.2011)
Просмотров: 3574 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Лингвистика [12]
Критика [11]
Литература [17]
Материалы [0]
Поиск
Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 118
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz