Что-то сокращено до предела...в инете поищите дрбавочный материал. Ш. Балли. Французская стилистика. 1. Определение стилистики. Традиционные методы обучения языку характеризуются следующими подходами: А) механическим Б) аналитическим В) историческим Речь: • Но прежде всего – установить связь между мышлением и речью. • (где речь – система выразительных символов, выражает содержание мыслительных процессов) • Явление социальное (дает носителю социальную характеристику) Стилистика изучает эмоционально экспрессию элементов языковой системы, а также взаимодействие речевых фактов, способствующих формированию системы выразительных средств того или иного языка. М/Б 1. Общей / коллективной 2. Индивидуальной Но изучение м основываться только на речи к-л сложившейся общественной группы. М/изучать 1. Мертвые языки 2. Этапы прошлого языка 3. Но это не историческая наука, т.к речевые факты м/б выразительными средствами только лишь как синхронные явления. С т/зр. методологической следует различать правило и закон: при изучении выраз средств стилистика не должна стремиться к точности. 2.Два противоположных принципа А) отрицательный принцип: против традиции Б) Положительный принцип: стремление показать, что исследование языка предполагает исследование связи между речью и мышлением, т.е. исследование д/б психологическим. 3. Механическое изучение реч.фактов. 4. Аналитическое изучение реч. фактов. 5. Историческое изучение реч. фактов. Все эти методы приводят к возникновению в уме таких ассоциаций, которые противоречат психологической реальности, т.е. соответствию фактом мысли и фактом речи. 6. Психологические основы изучения языка. • Одновременное наблюдение над мыслью и ее выражением ---самонаблюдение. • Работа аналитическая ---речевые факты носят синтетический характер. • Работа бессознательно историческая Т.о., речь – не скопление слов, а совокупность естественных явлений, обусловленных психологическими и социальными законами. Этот организм представляет собой систему выразительных средств, т.е. систему знаковых символов, служащих для выражения того, что происходит в нашей голове, т.е. наших мыслей. 7. Речь и разум. Речь призвана объективизировать интеллектуальную сферу нашей духовной жизни. Мы выражаем идеи, оцениваем явления. Т.е идеей является любой психический акт, при котором мы преодолевая собственное «я», проникаем в область того, что существует отдельно и независимо от нас. Идея – это усилие, совершаемое разумом для того, чтобы приблизиться к объективной реальности или к тому, что мыслиться нами как таковая, независимо от принадлежности последней к внешнему или внутреннему миру. 8. Речь и чувства. • Мы являемся рабами собственного «я», мы постоянно примешиваем его к явлениям действительности, и последняя не отражается, а преломляется в нас. • «я» складывается из эмоций, чувств, побуждений… 9. Различные пропорции соединения логических и эмоциональных элементов в мышлении. • Эмоциональная доля мысли может быть настолько мала, что ее речевое выражение практически следует зачислить в категорию логического языка. • Но верно также и противоположное положение: чувство может господствовать настолько, что идея кажется сведенной к нулю. • Эмоция может выразиться в предельном восклицании. 10. Выражение в речи фактов социального порядка. • Разговорный язык является единственным истинным языком и нормой оценки всех прочих форм речи. • Невозможно думать, не обращаясь к к-л или не думая о к-л. • Т.о. , мы можем рассматривать речь как выражение мысли, высказывая которую говорящий обращается к реальному или воображаемому собеседнику. • Речь – явление не только психологическое, но и социальное. 11. Пример, обобщающий все три функции речи. • Волеизъявление м/представить себе объективным, рассудочным, предельно неэмоциональным. «Я хочу, чтобы вы это сделали». Нейтральная интонация, которая практически невозможна. • Примешать к выражению эмоцию. • «ах, если бы он это сделал!» - передает общественное положение ---социальность 12. Противоречие м/социальными и индивидуальными чувствами. • Одна ограничивает другую. • Социальный фактор – принудительный фактор. • Социальный фактор сдерживает эмоции 13. Речь как основание для социальной характеристики. • Речь характеризует говорящего. • Характеризует индивидуально, нежели социально • Нередко речевая характеристика кажется моральной. • Мы стремимся подвести человека к под готовую, заранее установленную рубрику. • Мы характеризуем человека с точки зрения социальной, а не моральной. 14. Каким образом речь характеризует человека. • Человек сам характеризуется речью (например, человек, говорящий на арго, заявляет о своей принадлежности к определенному кругу. 15. В основе характеристики – социальные чувства. • Социальное явление выступает в символическом виде. 16. Место стилистики. • Предмет – словесное выражение мысли, а не сама мысль. • Изучает внешний, а не внутренний аспект речевых явлений. Винокур. Г.О. О задачах истории языка. Разделы истории языка: 1. Фонетика 2. Грамматика 3. Семасеология 4. Стилистика. Является лингвистической только тогда, когда формы употребления языка являются коллективными. В самом языке, а вовсе не в психологии говорящего и пишущего кроме звуков, форм и знаков есть экспрессия. Одно дело стиль языка, другое – стиль пишущих. В отличие от прочих дисциплин, стилистика обладает тем свойством, что она изучает язык по всему разрезу его структуры сразу, т.е. звуки, формы, знаки и тд. ----как будто нет собственного предмета изучения. Изучает тот же материал, но с осой точки зрения. Эта особая точка зрения и создает для стилистики в чужом материале ее собственный предмет. Стилистика имеет дело не с одной, а несколькими системами. 1. Дисциплины, изучающие строй языка: • Фонетика (и орфография) • Грамматика • Семасеология 2. Дисциплина, изучающая употребление языка. • Стилистика. Способ изложения стилистической истории может быть только по отдельным стилям каждого периода русского языка. Панов. М.В. О стилях произношения. • Произносительные стили связаны со стилистическими соотношениями в лексике. • Они произведены от лексических стилей. • Стиль в лексике – категория оценочная • Оценка, данная стилистическими противопоставлениями в лексике относятся не к тому, что заключено в слове, а к тому, что является заключающим, т.е. к самому слову, к самой речи. Выделяет три группы слов: 1. Слова редких речевых ситуаций – формируют торжественный стиль. 2. Слова частых речевых ситуаций – сниженный стиль 3. Слова, не связанные с определенным образом квалифицированными ситуациями. Это «всегдашние» слова. Формируют нейтральный языковой стиль. Слова в окрашенном стиле должны иметь синоним в нейтральном. ---не всегда. В языке существуют устойчивые сочетания слов разных стилей – речевые жанры. Противопоставлены три языковые стиля, но внутри каждого есть градации. Произносительная сторона имеет свою стилистику. 1. В разных стилях оказывается различное позиционное варьирование фонем –строго системны. 2. Существуют группы слов, имеющих резко подчеркнутую стилистическую окраску. Например: обновленный. 3. Слова могут иметь в своем составе фонемы, которые не присущи другим стилям. (напрмер, фонема г-фрикативное) Позиционное чередование выступает в роли стилистических показателей: А) эканье. Б) ассимелятивное смягчение согласных может быть ослаблено в словах высокого (книжного) стиля. В) слова заимствованные могут произноситься без редукции о. Например: сонет. Г) может не смягчаться э. Например, сонет. Д) произносится й. Например: Старые. Приметы высокго произношения: 1. Окончание ый 2. Тембр голоса Особенности разговорного стиля: 1. Редукция до нуля гласного рядом с сонорными: проволка. 2. Стяжение гласных в предударной части слова: вабще 3. Редукция согласных в сочетании с другими согласными: невеска 4. Редукция согласных рядом с гласными: тада 5. Усиление ассимилятивного процесса: отьметил 6. Аккомодационное оглушение заударных рядом с глухими согласными: топът 7. Сильная качественная редукция заударных ы и у: чельсть 8. Усиление аккомодации гласных между мягкими согласными: свидитель. 9. Редукция конечных согласных в некоторых сочетаниях: сколько симейст. Это связано: 1. С увеличением темпа. Матезиус. О языке. Под стилем в плане словесном мы понимаем характерный способ, с помощью которого обычно с определенной целью используются выразительные средства языка. Двоякое понимание стиля: 1. Понимаем действительность, которая проявляется в готовом языковом материале, идет ли речь об элементарном высказывании или литературном произведении 2. Подразумеваем возможность, обусловленную ситуацией, при которой происходит языковое творчество. Ситуация включает три фактора: А) языковой материал Б) личность говорящего В)цель, стоящую перед ним. С т.зр. этих трех факторов выделяют А) стиль исходного языка Б) стиль авторской индивидуальности В) стиль функционального объекта. Тесно связаны. На них накладывается стилистический материал и стилистические возможности. Индивидуальный стиль – способ проявления в речевом построении выразительных способностей, склонностей и особенностей говорящего или пишущего субъекта, авторской индивидуальности. Функциональный стиль - способ, с помощью которого речевое построение отвечает выразительным требованиям функционального объекта. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. Стиль – это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора, и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа. Петрищева. Стилистически окрашенная лексика. СОЕдиницы – те лексические единицы, способность которых вызывать вне контекста особое стилистическое впечатление обусловлена тем, что они заключают в себе не только предметно-логическую и грамматическую, но и к-л дополнительную информацию. 2 задачи: 1. Выявление потенциальных стилистических возможностей лексических единиц языка с целью их стилистической квалификации и последующей стилистической дифференциации лексики. 2. Изучение условий реализации этих потенциальных стилистических возможностей, условий применения стилистически окрашенных фактов языка в речи. Говорит о норме языка, критериях ее выделения.
|