Понедельник, 29.04.2024, 11:44Приветствую Вас Гость

Лингвистика и литературоведение в МГУ

Каталог статей

Главная » Статьи » Лингвистика

Конспекты по стилистике
Что-то сокращено до предела...в инете поищите дрбавочный материал.

Ш. Балли. Французская стилистика.
1. Определение стилистики.
Традиционные методы обучения языку характеризуются следующими подходами:
А) механическим
Б) аналитическим
В) историческим
Речь:
• Но прежде всего – установить связь между мышлением и речью.
• (где речь – система выразительных символов, выражает содержание мыслительных процессов)
• Явление социальное (дает носителю социальную характеристику)
Стилистика изучает эмоционально экспрессию элементов языковой системы, а также взаимодействие речевых фактов, способствующих формированию системы выразительных средств того или иного языка.
М/Б
1. Общей / коллективной
2. Индивидуальной
Но изучение м основываться только на речи к-л сложившейся общественной группы.
М/изучать
1. Мертвые языки
2. Этапы прошлого языка
3. Но это не историческая наука, т.к речевые факты м/б выразительными средствами только лишь как синхронные явления.
С т/зр. методологической следует различать правило и закон: при изучении выраз средств стилистика не должна стремиться к точности.

2.Два противоположных принципа
А) отрицательный принцип: против традиции
Б) Положительный принцип: стремление показать, что исследование языка предполагает исследование связи между речью и мышлением, т.е. исследование д/б психологическим.

3. Механическое изучение реч.фактов.
4. Аналитическое изучение реч. фактов.
5. Историческое изучение реч. фактов.

Все эти методы приводят к возникновению в уме таких ассоциаций, которые противоречат психологической реальности, т.е. соответствию фактом мысли и фактом речи.

6. Психологические основы изучения языка.
• Одновременное наблюдение над мыслью и ее выражением ---самонаблюдение.
• Работа аналитическая ---речевые факты носят синтетический характер.
• Работа бессознательно историческая
Т.о., речь – не скопление слов, а совокупность естественных явлений, обусловленных психологическими и социальными законами. Этот организм представляет собой систему выразительных средств, т.е. систему знаковых символов, служащих для выражения того, что происходит в нашей голове, т.е. наших мыслей.

7. Речь и разум.
Речь призвана объективизировать интеллектуальную сферу нашей духовной жизни. Мы выражаем идеи, оцениваем явления. Т.е идеей является любой психический акт, при котором мы преодолевая собственное «я», проникаем в область того, что существует отдельно и независимо от нас. Идея – это усилие, совершаемое разумом для того, чтобы приблизиться к объективной реальности или к тому, что мыслиться нами как таковая, независимо от принадлежности последней к внешнему или внутреннему миру.
8. Речь и чувства.
• Мы являемся рабами собственного «я», мы постоянно примешиваем его к явлениям действительности, и последняя не отражается, а преломляется в нас.
• «я» складывается из эмоций, чувств, побуждений…
9. Различные пропорции соединения логических и эмоциональных элементов в мышлении.
• Эмоциональная доля мысли может быть настолько мала, что ее речевое выражение практически следует зачислить в категорию логического языка.
• Но верно также и противоположное положение: чувство может господствовать настолько, что идея кажется сведенной к нулю.
• Эмоция может выразиться в предельном восклицании.
10. Выражение в речи фактов социального порядка.
• Разговорный язык является единственным истинным языком и нормой оценки всех прочих форм речи.
• Невозможно думать, не обращаясь к к-л или не думая о к-л.
• Т.о. , мы можем рассматривать речь как выражение мысли, высказывая которую говорящий обращается к реальному или воображаемому собеседнику.
• Речь – явление не только психологическое, но и социальное.
11. Пример, обобщающий все три функции речи.
• Волеизъявление м/представить себе объективным, рассудочным, предельно неэмоциональным. «Я хочу, чтобы вы это сделали». Нейтральная интонация, которая практически невозможна.
• Примешать к выражению эмоцию.
• «ах, если бы он это сделал!» - передает общественное положение ---социальность
12. Противоречие м/социальными и индивидуальными чувствами.
• Одна ограничивает другую.
• Социальный фактор – принудительный фактор.
• Социальный фактор сдерживает эмоции
13. Речь как основание для социальной характеристики.
• Речь характеризует говорящего.
• Характеризует индивидуально, нежели социально
• Нередко речевая характеристика кажется моральной.
• Мы стремимся подвести человека к под готовую, заранее установленную рубрику.
• Мы характеризуем человека с точки зрения социальной, а не моральной.
14. Каким образом речь характеризует человека.
• Человек сам характеризуется речью (например, человек, говорящий на арго, заявляет о своей принадлежности к определенному кругу.
15. В основе характеристики – социальные чувства.
• Социальное явление выступает в символическом виде.
16. Место стилистики.
• Предмет – словесное выражение мысли, а не сама мысль.
• Изучает внешний, а не внутренний аспект речевых явлений.

Винокур. Г.О. О задачах истории языка.
Разделы истории языка:
1. Фонетика
2. Грамматика
3. Семасеология
4. Стилистика.
Является лингвистической только тогда, когда формы употребления языка являются коллективными.

В самом языке, а вовсе не в психологии говорящего и пишущего кроме звуков, форм и знаков есть экспрессия.
Одно дело стиль языка, другое – стиль пишущих.
В отличие от прочих дисциплин, стилистика обладает тем свойством, что она изучает язык по всему разрезу его структуры сразу, т.е. звуки, формы, знаки и тд. ----как будто нет собственного предмета изучения.
Изучает тот же материал, но с осой точки зрения. Эта особая точка зрения и создает для стилистики в чужом материале ее собственный предмет.
Стилистика имеет дело не с одной, а несколькими системами.
1. Дисциплины, изучающие строй языка:
• Фонетика (и орфография)
• Грамматика
• Семасеология
2. Дисциплина, изучающая употребление языка.
• Стилистика.
Способ изложения стилистической истории может быть только по отдельным стилям каждого периода русского языка.

Панов. М.В. О стилях произношения.
• Произносительные стили связаны со стилистическими соотношениями в лексике.
• Они произведены от лексических стилей.
• Стиль в лексике – категория оценочная
• Оценка, данная стилистическими противопоставлениями в лексике относятся не к тому, что заключено в слове, а к тому, что является заключающим, т.е. к самому слову, к самой речи.
Выделяет три группы слов:
1. Слова редких речевых ситуаций – формируют торжественный стиль.
2. Слова частых речевых ситуаций – сниженный стиль
3. Слова, не связанные с определенным образом квалифицированными ситуациями. Это «всегдашние» слова. Формируют нейтральный языковой стиль.
Слова в окрашенном стиле должны иметь синоним в нейтральном. ---не всегда.
В языке существуют устойчивые сочетания слов разных стилей – речевые жанры.

Противопоставлены три языковые стиля, но внутри каждого есть градации.

Произносительная сторона имеет свою стилистику.
1. В разных стилях оказывается различное позиционное варьирование фонем –строго системны.
2. Существуют группы слов, имеющих резко подчеркнутую стилистическую окраску. Например: обновленный.
3. Слова могут иметь в своем составе фонемы, которые не присущи другим стилям. (напрмер, фонема г-фрикативное)
Позиционное чередование выступает в роли стилистических показателей:
А) эканье.
Б) ассимелятивное смягчение согласных может быть ослаблено в словах высокого (книжного) стиля.
В) слова заимствованные могут произноситься без редукции о. Например: сонет.
Г) может не смягчаться э. Например, сонет.
Д) произносится й. Например: Старые.
Приметы высокго произношения:
1. Окончание ый
2. Тембр голоса
Особенности разговорного стиля:
1. Редукция до нуля гласного рядом с сонорными: проволка.
2. Стяжение гласных в предударной части слова: вабще
3. Редукция согласных в сочетании с другими согласными: невеска
4. Редукция согласных рядом с гласными: тада
5. Усиление ассимилятивного процесса: отьметил
6. Аккомодационное оглушение заударных рядом с глухими согласными: топът
7. Сильная качественная редукция заударных ы и у: чельсть
8. Усиление аккомодации гласных между мягкими согласными: свидитель.
9. Редукция конечных согласных в некоторых сочетаниях: сколько симейст.
Это связано:
1. С увеличением темпа.

Матезиус. О языке.

Под стилем в плане словесном мы понимаем характерный способ, с помощью которого обычно с определенной целью используются выразительные средства языка.

Двоякое понимание стиля:
1. Понимаем действительность, которая проявляется в готовом языковом материале, идет ли речь об элементарном высказывании или литературном произведении
2. Подразумеваем возможность, обусловленную ситуацией, при которой происходит языковое творчество.
Ситуация включает три фактора:
А) языковой материал
Б) личность говорящего
В)цель, стоящую перед ним.

С т.зр. этих трех факторов выделяют
А) стиль исходного языка
Б) стиль авторской индивидуальности
В) стиль функционального объекта.

Тесно связаны. На них накладывается стилистический материал и стилистические возможности.

Индивидуальный стиль – способ проявления в речевом построении выразительных способностей, склонностей и особенностей говорящего или пишущего субъекта, авторской индивидуальности.
Функциональный стиль - способ, с помощью которого речевое построение отвечает выразительным требованиям функционального объекта.

Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики.
Стиль – это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора, и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа.

Петрищева. Стилистически окрашенная лексика.
СОЕдиницы – те лексические единицы, способность которых вызывать вне контекста особое стилистическое впечатление обусловлена тем, что они заключают в себе не только предметно-логическую и грамматическую, но и к-л дополнительную информацию.

2 задачи:
1. Выявление потенциальных стилистических возможностей лексических единиц языка с целью их стилистической квалификации и последующей стилистической дифференциации лексики.
2. Изучение условий реализации этих потенциальных стилистических возможностей, условий применения стилистически окрашенных фактов языка в речи.
Говорит о норме языка, критериях ее выделения.

Категория: Лингвистика | Добавил: Vera (14.01.2011)
Просмотров: 2338 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Лингвистика [12]
Критика [11]
Литература [17]
Материалы [0]
Поиск
Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 118
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz